13. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966. С. 174.

14. ЦГИАРФ. Ф.7776. Оп. 5. Ед. хр. 137. Л. 142.

15. Макушин П.И. Газетно-журнальная деятельность во время царизма // Северная Азия. 1928. № 32. С. 91-100.

16. ЛемкеМ.К. Очерки по истории русской цензуры и журналистики XIX столетия. СПб., 1914. С. 307.

17. Петряев Е.Д. Люди и судьбы. Чита, 1954. С. 169.

18. Мещеряков Н.Л. Как мы жили в ссылке. М., 1929. С. 46-47.

О. Б. УаМтог

Background of Periodical Press Rise in the Eastern Siberia

The article highlights the background of the periodical press rise in the Eastern Siberia in the middle of the 19th century. The author shows what roles Siberian intelligentsia and political exiles played in the process and gives the description of manuscript newspapers and magazines.

УДК 002.2 (091) (5 Туц)

Ф.Ф. Желобцов

БОРЬБА ЗА ДЕМОКРАТИЮ: турецкий еженедельник «Акис» против тоталитаризма

Десятилетнее правление правительства Демократической партии (1950-1960 гг.) стало самым мрачным и реакционным в истории республиканской Турции. В стране установился жестокий режим гонений на демократические свободы. Отсутствовали или подвергались репрессиям любые проявления свободомыслия в органах печати.

Информационный еженедельник «Акис» стал первым журналом, который в тяжелейших условиях поднял голос в защиту демократии в стране и начал мужественную борьбу с тоталитаризмом. Перипетии становления и начального периода издательской жизни первого демократического издания в Турции являются темой данной статьи.

В результате первых в истории Турции свободных парламентских выборов в условиях многопартийности в мае 1950 года к власти в стране пришло правительство Демократической партии (ДП). Премьер-министром стал ее лидер Аднан Мендерес. Победа ДП на этих выборах была во многом обусловлена демократическими лозунгами ее предвыборной кампании. Однако уже на четвертом году правления ДП явственно обозначились тенденции ее руководства к установлению тоталитаризма, к свертыванию ростков демократических свобод. Турецкая общественность была сильно обеспокоена подобным поворотом. Страна переживала политический кризис. В Турции отсутствовали силы, которые могли бы дать отпор опасности, нависшей над демократическим будущим страны. В целом ощущался острый дефицит свободной демократической печати, которая смогла бы противостоять скатыванию к тоталитарному режиму.

В начале мая 1954 года состоялись очередные парламентские выборы, на которых ДП вновь одержала победу и получила полную возможность продолжить свою антинародную и антидемократическую политику как внутри страны, так и вне ее.

Сразу после общих выборов в Великое Национальное Собрание Турции 15 мая 1954 года вышел первый номер нового еженедельного информационного журнала «Акис». Издатели журнала сообщили читателям о том, что начало выхода «Акиса» запоздало почти на два месяца из-за «организационных трудностей» [1]. Владельцем и издателем еженедельника был известный турецкий журналист Метин Токер, который в своих воспоминаниях писал, что целью издания «Акиса» было «создание турецкого варианта американского журнала «Тайм» [2]. «Среди себе подобных политических журналов демократических государств мира, - подчеркивалось в передовой статье, посвященной третьей годовщине издания журнала, - «Акис» -их турецкий аналог» [3]. Необходимо отметить, что в 50-е годы в турецкой печати подобного издания еще не было. Что же касается названия журнала - «Акис» («Эхо») - то оно принадлежало самому Метину Токеру и являлось переводом французского слова 1гБсИо, имевшего «смысловую нагрузку отражения событий за прошедшую неделю внутри страны и за рубежом» [4].

Метин Токер был не только владельцем и главным редактором журнала, но и его идейным вдохновителем,

определявшим всю издательскую политику «Акиса». Даже находясь в тюрьме, с конца января 1955 года, он продолжал писать передовые статьи, тайно переправлявшиеся на волю. Кроме этого, на нем одном лежала вся техническая и финансовая ответственность за содержание еженедельника.

Журнал за короткое время завоевал не только широкую популярность в стране, но и стал рупором турецкой оппозиции во главе с Народно-республиканской партией (НРП). Популярность его особенно возрастала в периоды закрытия властями органа НРП - газеты «Улус», когда только из «Акиса» читатели могли узнать взгляды НРП и лично ее лидера Исмета Иненю по тем или иным злободневным вопросам.

К сожалению, в Турции в 50-е годы не велось официальной статистики органов печати [5]. Журнал «Акис» за десять лет со дня издания имел достаточно стабильный тираж: 3035 тысяч экземпляров. «Революционный» номер журнала № 301 от 30 мая 1960 года был отпечатан 150-тысячным тиражом. Редакция сумела сохранить тираж журнала даже в трудный для «Акиса» период, начавшийся с апреля 1958 года, когда правительство страны ввело жесткое ограничение на размещение платной рекламы в органах печати и ввело квоту на потребление типографской бумаги, что привело к ограничению тиражей, в первую очередь, оппозиционно настроенных органов печати [6].

«Акис» сумел сохранить и стабильную стоимость журнала, которая в среднем не превышала 100 курушей. Что касается временного повышения стоимости журнала до 125 курушей в конце 1958 года, связанного с тем же повы-шением правительством цен на бумагу и типографские материалы, то «Акис» писал: «Несмотря на это повышение цен журнал стоит дешевле одной пачки сигарет» [7].

Журнал «Акис», наверное, был одним из самых информированных органов печати в 50-е годы, несмотря на то, что он не имел ни одного корреспондента за рубежом. На этот факт прямо указывало одно из заявлений премьер-министра Аднана Мендереса на одном из заседаний правительства: «Эту информацию передаете «Акису» либо вы, либо я» [8]. Косвенно об информационных возможностях журнала свидетельствовала, правда, неудачная попытка Метина Токера выехать весной 1958 года в Каир для взятия интервью лично у лидера египетской революции Га-маля Абдель Насера. Губернатор Анкары Кемаль Айгюн по личному требованию Аднана Мендереса запретил эту поездку владельцу «Акиса», заявив, что правительство «считает поездку рискованной» [9]. «Таким образом, -писал по этому поводу «Акис», - то, что каждый день делают крупные журналы всего мира, превратилось вдруг в случае с Метином Токером в «закрытое дело» [10]. В связи с упомянутой неудавшейся поездкой Метина Токера в Каир министр внутренних дел Турции Намык Гедик попытался позже использовать её «как доказательство измены Родине» со стороны лидера НРП Исмета Иненю и что он «пытался отправить своего зятя в Каир для ведения переговоров с Насером» [11].

Материалы в журнале размещались в шести постоянных разделах под заголовками - клише. Самый большой из них «События в стране» состоял, как правило, из 12 страниц. В нем при необходимости появлялись такие подразделы, как «университет», «печать», «правосудие» и другие, которые еще более усиливали звучание всего раздела. Примерно одинаковое количество страниц занимали разделы, посвященные экономике и событиям за рубежом, которые также время от времени дополнялись актуальными подразделами. Особенностью их являлось то, что помимо общих сообщений корреспондентов в них печатались статьи аналитического характера. Небольшие же рубрики, посвященные женщинам, искусству и спорту, явно проигрывали по информативности и в целом не приобрели какого-либо значительного влияния на читательскую аудиторию, став своего рода как бы обязательным атрибутом подобного рода еженедельника.

События недели в журнале подавались с мельчайшими подробностями в живой и привлекающей внимание манере, чему не в последнюю очередь способствовало стремление издателей как можно больше использовать новые термины взамен устаревших. В резком отличии от остальных органов печати в 50-е годы в «Акисе» широко применялись такие современные термины, как ситИшЬаюкапэ (президент), Ьакап (министр), ЪаюЪакап (премьер-министр), тэИе^екШ (депутат) и другие так, что язык журнала легко воспринимается и сегодня.

На обложке журнала, как правило, печатались фотографии людей, с именами которых были связаны наиболее важные события прошедшей недели. В то же время обращает внимание наличие небольшого количества иллюстраций. Можно предположить, что «Акис» не стремился к сенсационности.

Особенностью «Акиса» являлась отлаженная двусторонняя связь со своими читателями. В рубрике «Между нами» («КепШ aramэzda») читатели имели прямую возможность выразить свое мнение по тем или иным злободневным вопросам.

На обложке «Акиса» курсивом написано - «Независимый журнал». Формально «Акис» не являлся органом какой-либо политической партии. Позиция политики нейтралитета исходила из стремления редакции независимо и объективно отражать события за неделю. В журнале печатались наравне материалы авторов с различными политическими взглядами, а то и с прямо противоположными. Обязательно привлекались авторы как от ДП, так и НРП. При этом журнал ограничивался лишь изложением - отражением их позиций и взглядов, а не восхвалением принадлежности ее автора к той или иной партии [12].

Однако усиливавшаяся антидемократическая политика ДП после выборов в мае 1954 года стала все больше негативно влиять на издательскую политику журнала. Издатели уже в третьем номере «Акиса» такуточняли свою позицию: «Мы, если так можно выразиться, не нейтральные, а многосторонние. Страницы «Акиса» открыты

и 87

выражению любого мнения, имеющему значимость. Истинный хозяин журнала не тот, кто издает его, а тот, кто его читает» [13]. Втоже время Ахмед Эмин Ялман, старейший журналист Турции, писал, что большинство редакционных статей в журнале были авторскими и отражали персональную точку зрения журналистов [14]. Подтверждением проявления подобной тенденции в характере публикаций «Акиса» можно считать, видимо, и то, что с шестнадцатого номера редакция журнала перестала печатать имена авторов материалов, особенно, статей.

Известно, что в 50-е годы фактическим монополистом в сфере распределения информации внутри страны, особенно зарубежной, было Анатолийское агентство (АА), в котором значительную роль играл американский пропагандистский материал [15]. «Акис» писал, что Анатолийское агентство является «одним из мощных средств ДП, и 70 процентов сообщений, особенно зарубежных, попадают в мусорные корзины агентства, тогда как лишь 15 процентов, подвергнувшись изменениям и поправкам, доводятся до турецкого общественного мнения. Таким образом, глаза турецкой нации на мир закрыты, а уши закупорены» [16].

Анализ материалов «Акиса» о состоянии турецкой печати в 50-е годы дает возможность составить картину становления органов печати главной оппозиционной партии страны - НРП.

Если об органах печати в 50-х годах, бывших сторонниками НРП (это - газеты «Дюнья» «Джумхуриет», журнал «Ким»), журнал упоминал лишь вскользь и издательскую жизнь которых невозможно в деталях проследить по материалам «Акиса», то этого нельзя сказать в отношении пристального внимания журнала к главному органу НРП газете «Улус» и особенно к личности Нихата Зрима, который имел непосредственное влияние на становление партийной газеты НРП. С самого начала своей деятельности «Акис» невзлюбил Нихата Эрима, владельца газеты «Халкчы» («Народник»). С конца 1953 года именно «Халкчы» стала временным органом НРП после закрытия газеты «Улус» в результате конфискации властями имущества НРП. Журнал сообщал о том, что из-за изменения Нихатом Зримом названия партийной газеты «Улус» анкарская организация НРП выступила в свое время против включения кандидатуры Нихата Эрима в список кандидатов в депутаты меджлиса от НРП [17]. «Акис» сообщал и о том, что Нихат Эрим был вызван на суд чести НРП и даже пожелал выйти из партии [18]. Метин Токер прямо обвинял Нихата Эрима в поражении НРП на выборах в мае 1954 года, «поскольку не было партийного органа, был слышен голос только Нихата Эрима» [19]. Требуя его немедленного отстранения, Токер писал: «Несчастье оппозиции состоит в том, что среди нее есть личность, подобная Нихату Эриму. Это несчастье не только оппозиции, но и всей страны» [20]. Вместе с тем он же в своих воспоминаниях постоянно упоминал о хороших взаимоотношениях Нихата Эрима с Исметом Иненю, который

постоянно его поддерживал. Тевфик Чавдар, турецкий биограф НРП, писал, что газета «Халкчы» от имени НРП (хотя и неофициально) довольно резко критиковала правительство ДП. «Читатели, - признавался Метин Токер, -рассматривали «Халкчы», выпускаемую Нихатом Эримом, как собственность НРП» [21]. «Акис» обрушивался с критикой на генерального секретаря НРП Касыма Гюлека за то, что он «не дал денег на возобновление издания партийного органа под названием «Йени улус» («Новая нация») после закрытия «Улуса», что дало повод Нихату Эриму создать ее в качестве своего частного имущества, «быстро ставшего доходным для него делом» [22]. Нихат Эрим, по убеждению Метина Токера, «имел замысел сесть на газету НРП» [23]. «Акис» так описывал это событие: «НРП не смогла собрать какие-то 2500 лир для издания партийной газеты. Денег не дал Касым Гюлек. Тогда Нихат Эрим продал свой дом и на вырученные деньги основал газету от своего имени. При этом сообщил, что «готов в будущем передать газету в собственность НРП под названием «Йени улус» [24]. На нападки же «Акиса» Нихат Эрим подавал на журнал в суд. После выборов 1954 года Нихат Эрим поменял название газеты на «Халкчы».

На страницах журнала можно найти много материалов о гонениях властей на сотрудников «Улуса». В каких тяжелых условиях периода правления ДП находилась партийная газета главной оппозиционной партии говорил тот факт, что за три года (1955-1957) «Улус» не получила ни одного сантиметра официальной рекламы [25]. Газета «Улус» как официальный орган НРП, но в частных руках Нихата Эрима вышла 10 июня 1955 года. Исмет Иненю предлагал на должность главного редактора Хюссейна ДжахидаЯлчина. Что касается «Халкчы», то ее закрытию в августе 1955 года из-за «финансовых трудностей» «Акис» не поверил, холодно заметив: «Правительство в Анкаре больше всех рекламы после «Зафер» давало «Халкчы» [26].

Особенно много материалов о гонениях на газету «Улус» можно найти в номерах журнала за 1958-1959 годы.

К сожалению, журнал не уделил сколько нибудь значительного внимания другим органам печати, поддерживавшим НРП. Например, почти ничего не сказано о журнале НРП «Ким», который, правда, издавался в течение очень короткого времени, начиная с 30 мая 1958 года. «Акис» ограничился лишь сообщением о том, что его сотрудник Шахап Баладжыоглу за антиправительственную публикацию был осужден на три дня тюремного заключения, а при выходе из тюрьмы был встречен лично Исметом Иненю [27]. Также вскользь сообщалось о газете «Дюнья», неофициальном органе НРП. Журнал упомянул о ней лишь в связи с ее критикой газеты «Халкчы» и ее владельца Нихата Эрима, а также в связи с судебным делом против ее главного редактора Фалиха Рыфкы Атая со стороны государственного министра Мюкеррема Сарола [28]. К тому же Бедии Фаик, владелец «Дюнья», временами публиковался в «Акисе». Старейшую газету «Джумхуриет», которая являлась традиционной сторонницей НРП,

«Акис» в своем майском номере 1958 года характеризовал как нейтральный орган печати. В то же время напоминал, что на выборах 1950 и 1954 годов она была сторонницей ДП, а на выборах 1957 года выступила решительной сторонницей НРП. «Акис» открыто поддержал лишь журнал «Форум», который в 1954 году начал издаваться преподавателями факультета социальных наук Анкарско-го университета. «Форум» уделял основное внимание теоретическому анализу вопросов внутренней политики в стране. Постоянный автор статей в журнале Авни Баш-ман писал о «Форуме»: «Образованная молодежь должна свободно излагать свое мнение» [29]. Таким образом, материалы «Акиса» не дают цельной картины состояния турецкой печати в 50-е годы.

На начальный период издательской жизни «Акиса» пришлись парламентские выборы в мае 1954 года, которые стали своего рода отправной точкой борьбы журнала за демократизацию турецкого общества в 50-е годы.

Общие выборы в Турции в меджлис, как правило, проходили при достаточно активном участии населения страны. Турецкий исследователь Нермин Абадан отмечала, что «несмотря на низкую грамотность в стране (41,8%), процент участия в голосовании с 1950 года никогда не опускался ниже 75%» [30]. Об итогах выборов 1950 года журнал в статье, посвященной 36-й годовщине НРП, открыто писал: «Выборы прошли образцово честно. Оппозиция имела самые широкие возможности использования радио и свободы печати» [31].

Известно, что на выборах 1954 года благодаря мажоритарной системе выборов ДП завоевала 490 депутатских мест в меджлисе, а НРП - лишь 30. Известный турец-кий ученый Кемаль Карпат указывал как на одну из главных причин победы ДП - создание накануне выборов искусственного подъема экономики [32]. Резко возросло давление на оппозицию накануне выборов вплоть до организации покушений на лидера НРП Исмета Иненю [33]. О накале страстей борьбы за депутатские места в меджлисе говорил тот факт, что вилайет Кыршехир, в котором кандидат от ДП потерпел поражение, сразу после выборов по указанию Аднана Мендереса был «разжалован» в статус уезда [34]. Тевфик Чавдар писал, что итоги выборов нанесли большой удар по НРП, особенно по ее лидеру Исмету Иненю [35].

Журнал «Акис», судя по материалам, также считал, что выборы прошли вполне демократично, что и ДП, и НРП должны согласиться с итогами выборов.

Но как бы то ни было, на общих выборах 1954 года турецкий народ обновил свое доверие к ДП в надежде, что будут сделаны шаги вперед в вопросах углубления демократии и демократических свобод в стране.

Материалы журнала «Акис» дают хорошую возможность проследить эволюцию отношений редакции журнала как к правительству ДП, так и к главной оппозиционной партии НРП во главе с Исметом Иненю в 50-е годы. Исследователи истории ДП отмечали схожесть ее пози-

ций с НРП по многим вопросам внутренней жизни страны. Говоря о программах обеих партий, президент Турции Джеляль Баяр прямо заявлял: «Наша партия ДП будет отличаться от НРП лишь толкованием применения принципов, изложенных Ататюрком» [36].

26 мая 1954 года меджлис одобрил программу нового кабинета Аднана Мендереса, которая практически ничем не отличалась от программы прежнего его же правительства [37].

«Акис» с одобрением встретил эту правительственную программу и особенно ее экономический раздел, отметив, что «первые два кабинета сыграли важную роль в экономическом подъеме страны в период 1950-1954 годов. При этом премьер-министр показал свое дальнозоркое экономическое видение в сочетании с динамизмом, которого не проявлял до сего дня ни один государственный деятель» [38].

В целом, в начальный период своей издательской жизни журнал испытывал явную доброжелательность к деятельности правительства ДП и особенно к премьер-министру Аднану Мендересу. Турецкий исследователь Шеф-кет Сюрейя Айдемир, ссылаясь на книгу Метина Токера «Десять лет вместе с Исмет-пашой», писал, что и Исмет Иненю в тот период часто защищал Аднана Мендереса [39].

В период выборной кампании 1954 года в журнале часто встречались материалы, написанные в доброжелательном духе в отношении ДП и ее лидера Аднана Мендереса. В то же время встречались материалы с критикой в адрес газеты «Халкчы» - неофициального органа НРП. «Акис» сосредоточил основной огонь критики на владельце «Халкчы» Нихате Эриме, Центральном Правлении НРП и на ее генеральном секретаре Касыме Гюлеке. После выборов и победы ДП журнал писал: «Достаточно взглянуть на печатные органы НРП «Халкчы» и «Улус», чтобы понять - ждать каких-либо изменений бессмысленно. Те же газеты, то же умонастроение» [40].

Вместе с тем следует заметить, что «Акис», занимая определенную критическую позицию в отношении НРП в начале своей издательской жизни, явно избегал критики в адрес лично ее лидера Исмета Иненю, который больше подвергался нападкам журнала за защиту Нихата Эрима.

Материалы «Акиса» свидетельствовали о том, что взаимоотношения противоборствующих сторон начали портиться уже в этот начальный период. Старейший журналист Турции Надир Нади об этом писал: «Начиная с 1954 года, межпартийные отношения постепенно испортились» [41]. Изменившуюся политическую ситуацию сразу после выборов 1954 года также отметил профессор Масса-чуссетского университета Ференц Вали: «Экономика начала барахлить. Новый истеблишмент стал проявлять авторитарные тенденции, и это вызвало яростную критику со стороны оппозиции» [42].

Первая крупная стычка в меджлисе, который в тот период стал центром политической жизни страны, произошла в середине ноября 1954 года, когда вспыхнула острая полемика между Аднаном Мендересом и Исметом

и 89

Иненю, а на трибуне был избит депутат НРП Сырры Ата-лай от вилайета Карса.

К этому событию, вызвавшему большой резонанс в обществе, «Акис» отнесся более чем прохладно. В ноябрь -ском же номере журнала «Акис» писалось: эта полемика «полезна, но при условии, что стороны не будут переходить определенные границы, поскольку они раскалывают страну. Ни Мендерес, ни Иненю не должны забывать о том, что на их плечах лежит обязанность устанавливать демократичные законы в Турции, а пока оба лидера еще очень далеки от успешного выполнения этой обязанности. К сожалению, в отличие от демократических парламентов других стран у нас отсутствуют цивилизованные правила ведения парламентской полемики. А если говорить правду, то демократия у нас держится на личностях и ничто не мешает им в полемике держаться в рамках приличия и патриотизма» [43].

Таким образом, вплоть до конца 1954 года журнал «Акис» пытался сохранять видимость своего нейтралитета. Но с начала 1955 года произошли события, которые полностью изменили позицию журнала и привели его в стан непримиримых врагов установления тоталитарного режима в Турции и открытого борца за демократизацию турецкого общества на стороне оппозиции.

Литература

1. Akis, c.1, 1954, 15 Mayas, № 1, s.2.

2. Toker, Metin. 3smet Paroayla 10 yal. C.2. Ankara. Akis Yayanlara. 1966. S. 72.

3. Du,rdbncb yala girerken // Akis, 1957, 11 Mayas, s. 10, № 157, s. 6-7.

4. Toker, Metin. Op. cit. C.2. S. 72.

5. Вандов, Димитър. Турция и нейният печат между два пре-врата. София. 1978. С. 26.

6. Topuz, Hafza. 100 Soruda Tbrk basan tarihi. 3stanbul. Gereek Yayanevi. 1973. S.191-192.

7. Akis, c. 14, 1958, 27 Aralak, № 234, s. 3.

8. Akis, c. 14, 1958, 25 Ekim, № 33, s. 4.

9. Toker, Metin. Op. cit. C. 2. S. 72.

10. Akis, c. 13, 1958, 14 Haziran, № 214, s. 11.

11. Toker, Metin. Op.cit. C. 2. S.72.

12. Akis, c. 1, 1954, 15 Mayas, № 1, s. 3.

13. Sevgili Akas Okuyuculara // Akis, c.1, 1954, 5 Haziran, № 4, s. 3.

14. Yalman, Ahmed E. Notes of the development of the Turkish press // Gazette. Leiden. Holland. 1964. Vol.10. № 1. P. 34.

15. ШамсутдиновА.М. Турецкая Республика. Краткий очерк истории. М., 1962. С. 58.

16. Sansbr // Akis, c.17, 1960, 9 Mart, № 293, s. 20-21.

17. Akis, c. 1, 1954, 15 Mayas, № 1, s. 9.

18. Haysiyet Divana hikryesi // Akis, c. 4, 1955, 6 Apustos, № 65, s. 10.

19. Toker, Metin. Op.cit. C.1. S. 40.

20. Toker, Metin. Gazette Savaroa //Akis, c.1, 1954, 29 Mayas, № 3, s. 9.

21. Toker, Metin. Op.cit. C.1. S. 40.

22. 3bid., s. 40.

23. 3bid., s. 40.

24. 3akamayan Ulus // Akis, c. 2, 1954, 25 Eylbl, № 20, s. 7-8.

25. Ибрагимов A.X. Печать Турции. М.: Изд-во МГУ, 1965. С. 46.

26. Halk3anan sonu // Akis, c. 4, 1955, 6 Apustos, № 65, s. 9-10.

27. Akis, c. 14, 1959, 6 Ekim, № 271, s. 9.

28. Akis, c. 3, 1955, 30 Nisan, № 51, s. 9-10.

29. Baeman, Avni. G4lge Devri ve Sonrasa // Akis, c. 4, 1955, 10 Eylbl, № 70, s.11.

30. Abadan, Nermin. The structural change in the Turkish press under republican regime // Gazette. Leiden. Holland. 1964. Vol. 10. № 1. P. 27.

31. Otuz altanca yal // Akis, c. 14, 1959, 25 Kasam, № 278, s. 11.

32. Karpat, Kemal H. Tbrk Demokrasi tarihi. Sosyal, Ekonomik, Kbltbrel Temeller. 3stanbul. 1967. S. 353.

33. Новейшая история Турции. М.: Изд-во «Наука», 1968. С. 273-274.

34. Eropul, Cem. Demokrat Parti (Tarihi ve ideolojisi). Ankara. A.b.S.B.F. Yayanlara. 1970. S. 107.

35. Tbrkiye Ansiklopedisi. 8-ci cilt. Cumhuriyet d4nemi. Ankara.

S. 2027.

36. ШамсутдиновА.М. Указ. соч. С. 55.

37. ГасратянМ.А., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М.: Изд-во «Наука», 1983. С. 223.

38. Program veAnayasa TadilBta //Akis, c. 1, 1954, 22 Mayas, № 2, s. 7.

39. Aydemir, roefket S. 3kinci adam. b3bncb ve Son Cilt (19501964). 2-ci baska. 3stanbul. Remzi Kitabevi. 1975. S. 267.

40. CHP // Akis, c. 1, 1954, 19 Haziran, № 6, s. 10.

41. Nadi, Nadir. Atatbrk ilkeleri aroapanda uyarmalar. Bir iflBsan kronolojisi. 1950 1960. Sstanbul. 1959. S.227.

42. Vali, Ferenc A. Bridge across the Bosporus. Baltimore and London. The John Hopkins Press. 1971. P. 38-39.

43. Sevgili Akis Okuyuculara // Akis, c. 2, 1954, 13 Kasam, № 27, s. 3.

F.F. Zhelobtsov

Struggle for Democracy: Turkish Weekly Magazine “Akis” against Totalitarian Regime

The decade of Democratic Party governing (1950-1960) was the most reactionary in the history of republican Turkey. A severe regime of democratic liberties persecution was established in the country. There were not any signs of free-thinking in the press. The weekly magazine “Akis” became the first periodical which started a struggle for democracy under trying circumstances.

The aim of the article is to show the process of the first Turkish democratic periodical formation.